Авто ГАЗ Клуб AllGAZ.ru

Форум

Присоединяйтесь! Общайтесь! Встречайтесь!

Перейти в раздел »

Статьи

Все статьи о нашем любимом ГАЗе.

Перейти в раздел »

Тюнинг

Всё, что необходимо для тюнинга!

Перейти в раздел »

Электрооборудование: система зажигания


Электрооборудование: система зажигания

1. Аккумуляторная батарея.
2. Прерыватель.
3. Свеча зажигания.
4. Подавительный резистор 8000-13600 Ом.
5. Распределитель.
6. Токоразносная пластина ротора.
7. Катушка зажигания.
8. Выключатель зажигания.
9. Дополнительное реле стартера.
10. Амперметр.
11. Тяговое реле стартера.
12. Крышка вакуумного автомата.
13. Крышка распределителя.
14. Пружина вакуумного автомата.
15. Диафрагма вакуумного автомата.
16. Клемма провода высокого напряжения.
17. Ротор.
18. Центральный контакт с подавительным резистором.
19. Держатель крышки.
20. Клемма высокого напряжения катушки зажигания.
21. Крышка катушки зажигания.
22. Клемма низкого напряжения.
23. Трансформаторное масло.
24. Кронштейн.
25. Корпус.
26. Магнитопровод.
27. Первичная обмотка.
26. Вторичная обмотка.
29. Изолятор.
30. Изоляционные прокладки.
31. Сердечник.
32. Резистор.
33. Изолятор резистора.
34. Пружина контактов.
35. Контакты прерывателя.
36. Рычажок прерывателя.
37. Изолятор рычажка.
38. Регулировочный винт.
39. Конденсатор.
40. Фетровая шайба.
41. Масленка.
42. Кулачок.
43. Грузик.
44. Шариковый подшипник.
45. Пружина грузика.
46. Пластина кулачка.
47. Приводной валик.
48. Пластина валика.
49. Ось грузика.
50. Корпус подавительного резистора.
51. Клемма подавительного резистора.
52. Клемма свечи зажигания.
53. Изолятор свечи зажигания.
54. Центральный электрод.
55. Тальковый уплотнитель.
56. Корпус свечи зажигания.
57. Уплотнительное кольцо.
58. Боковой электрод.
59. Муфта привода.
60. Подшипник.
61. Октан-корректор.
62. Подвижная панель.
63. Фильц-щетка.
64. Неподвижная панель.
65. Тяга вакуумного автомата.
66. Корпус вакуумного автомата.
67. Изолятор с клеммами.
68. Контактный диск.
66. Неподвижный контакт.
70. Ротор выключателя.
71. Фиксаторный шарик.
72. Возвратная пружина.
73. Кopпyc выключателя зажигания.
74. Пугали.
75. Запорный цилиндр.

Система зажигания состоит из источников электрической энергии: катушки зажигания, распределителя зажигания, свечей зажигания, проводов и выключателя зажигания, являющегося одновременно и включателем стартера.

Первичная цепь системы зажигания питается током низкого напряжения от генератора или аккумуляторной батареи. Для снижения радиопомех, создаваемых системой зажигания, в цепь пpoводов высокого напряжения к свечам включены подавительные сопротивления; центральный контакт распределителя также имеет подавительное сопротивление. Зазор между контактами в прерывателе 0,35-0,45 мм. Зазор между электродами свечи зажигания 0,8-0,9 мм. На часть автомобилей включатель зажигания устанавливается с противоугонным устройством (замком руля).

Катушка зажигания. Катушка зажигания типа BUS установлена на распорке кузова и служит для преобразования низкого напряжения в высокое напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка в запальных свечах и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Катушка зажигания представляет собой трансформатор, на железном сердечнике 31 которого намотана вторичная обмотка 28, имеющая 22500 витков, а поверх ее первичная обмотка 27, имеющая 330 витков. Обмотки катушки зажигания сделаны слоями между которыми проложены изоляционные прокладки 30. Сердечник с обмотками помещен в стальном герметичном корпусе 25 и закреплен в нем изолятором 29 и крышкой 21. Пространство между катушкой, изолятором и корпусом заполнено трансформаторным маслом. На крышке 21 имеются клеммы для присоединения проводов.

Катушка зажигания работает на принципе взаимной индукции. По первичной обмотке катушки протекает прерывистый ток, который получается в результате размыкания первичной цепи контактами прерывателя. Изменение тока в первичной обмотке вызывает изменение магнитного поля, которое получается вокруг обмотки. Силовые линии изменяющегося магнитного поля пересекают витки вторичной обмотки и индуктируют в них ЭДС высокого напряжения. В связи с тем, что витков во вторичной обмотке значительно больше, чем в первичной, напряжение в ней достигает примерно 16-20 кB. При размыкании контактов прерывателя напряжение во вторичной обмотке получается выше, чем при замыкании контактов за счет ЭДС самоиндукции первичной катушки.

Между лапами скобы крепления катушки расположен добавочный резистор 32 соединенный последовательно с первичной обмоткой. Добавочный pезистор величиной 0,7-0,85 Ом выполнен в виде спирали из никелевой проволоки диаметром 0,4 мм и помещен в специальном изоляторе. При включении стартера питание в первичную обмотку катушки подается, минуя добавочный резистор с помощью дополнительного реле стартера. Подача питания, минуя дополнительный резистор, вызывает увеличение силы тока, проходящего через первичную обмотку катушки, а следовательно, увеличение напряжения во вторичной цепи. Этим обеспечивается надежное воспламенение рабочей смеси при пуске двигателя стартером когда напряжение батареи сильно снижается вследствие большого расхода тока стартером.

Распределитель зажигания. Распределитель зажигания типа РИЗ-Б установлен с левой стороны двигателя и приводится во вращение валиком масляного насоса. Вал распределителя вращается против часовой стрелки (если смотреть со стороны его крышки). Распределитель зажигания представляет собой совокупность прерывателя, прерывающего ток низкого напряжения в первичной цепи катушки зажигания, и распределителя тока высокого напряжения. Ротор распределителя при вращении передает импульсы тока высокого напряжения со вторичной обмотки катушки зажигания на ту свечу, между электродами которой в данный момент должна быть электрическая искра (в соответствии с порядком работы цилиндров). Распределитель имеет центробежный и вакуумный регуляторы, автоматически изменяющие угол опережения зажигания. Центробежный регулятор изменяет угол в зависимости от числа оборотов коленчатого вала, а вакуумный – в зависимости от нагрузки двигателя. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор емкостью 0,17-0,25 мкФ, предназначенный для уменьшения искрения и обгорания контактов прерывателя, а также для обеспечения более резкого изменения тока в первичной обмотке катушки зажигания при pазмыкании контактов и, следовательно, для получения более высокого напряжения во вторичной обмотке.

Центробежный регулятор опережения зажигания. На валике 47 распределителя закреплена пластина 48 с осями грузиков 43, прижимаемых к валику пружинами 45. На верхний конец валика 47 свободно насажена втулка с напрессованным на нее кулачком 42 и пластиной 46, в прорези которой входят шпильки грузиков. Таким образом, кулачку прерывателя вращение передается не непосредственно от валика распределителя, а через грузики 43. При расхождении грузиков шпильки, нажимая на пластину 46, поворачивают ее и связанный с ней кулачок относительно валика. При небольшом числе оборотов двигателя центробежные силы грузиков недостаточны для преодоления натяжения пружин. В этом случае кулачок прерывателя не получает углового перемещения относительно валика распределителя, и центробежный регулятор опережения не работает. Пли увеличении числа оборотов двигателя грузики под действием центробежной силы расходятся и своими шпильками, через пластину, поворачивают втулку с кулачком в сторону вращения валика распределителя. Поэтому контакты размыкаются раньше и угол опережения зажигания увеличивается (тем больше, чем выше обороты коленчатого вала). При уменьшении числа оборотов двигателя пружины, противодействующие расхождению грузиков, возвращают их в исходное положение, поворачивая кулачок против направления вращения. Поэтому контакты прерывателя размыкаются позднее, и угол опережения зажигания уменьшается.

Вакуумный регулятор опережения зажигания. Между корпусом 66 и крышкой 12 вакуумного регулятора зажата диафрагма 15. Полость крышки 12 вакуум-регулятора сообщается трубкой со смесительной камерой карбюратора над дроссельной заслонкой. Полость корпуса 66 вакуумного регулятоpа сообщается с полостью корпуса распределителя, поэтому в ней всегда поддерживается атмосферное давление. Таким образом, на диафрагму воздействует разрежение, зависящее от степени открытия дроссельной заслонки и от нагрузки двигателя. Со стороны распределителя к диафрагме прикреплена тяга 65, шарнирно связанная с подвижной панелью 62 прерывателям закрепленной на шарикоподшипнике 44. Пружина 14 отжимает диафрагму, противодействуя силе разрежения в карбюраторе. При уменьшении нагрузки двигателя разрежение в карбюраторе, а следовательно, и в полости крышки 12 вакуумного регулятора, увеличивается. При этом диафрагма, преодолевая силу пружины, перемещается и с помощью тяги поворачивает панель прерывателя против направления вращения кулачка, вследствие чего контакты размыкаются раньше, и угол опережения зажигания увеличивается. С увеличением нагрузки двигателя разрежение уменьшается и пружина диафрагмы поворачивает панель прерывателя в направлении вращения кулачка, уменьшая угол опережения зажигания. При работе двигателя на холостом ходу отверстие, соединяющее карбюратор с вакуумным регулятором, оказывается несколько выше прикрытой дроссельной заслонки. Поэтому, в полости крышки 12 регулятора создается давление, Влизкое к атмосферному, и пружина поворачивает панель до отказа в направлении вращения. В этом случае вакуумный регулятор не оказывает влияния на опережение зажигания и поэтому оно получается минимальным, как это и требуется для устойчивой работы двигателя на малых оборотах.

Октан-корректор. Помимо двух описанных автоматических регулировок опережения зажигания распределитель имеет приспособление для pучной pегулировки, так называемый октан-корректор. При ручной регулировке устанавливают опережение зажигания в соответствии с октановым числом топлива. Через каждые 6000-6500 км пробега необходимо произвести смазку распределителя согласно карте смазки. Через каждые 24000-25000 км пробега необходимо:
1. Осмотреть крышку и ротор распределителя, если требуется – протереть.
2. Промыть контакты распределителя бензином, проверить величину зазора (0,35-0,45 мм) и если требуется – отрегулировать.
3. Вывернуть свечи и осмотреть, если требуется – отрегулировать зазор и очистить на пескоструйном аппарате.